Август 1907 года

Первый паровозный гудок прозвучал в Херсоне 2 августа 1907 года. Официальное же открытие регулярного товарно-пассажирского движения поездов на линии Николаев — Херсон состоялось 16 октября 1907 года. Первую железную дорогу на территории нынешней Херсонской области построили еще в 1874 году, она соединяла Москву с Севастополем и находилась за 200 километров от Херсона. Губернский город на протяжении ряда десятилетий был отрезан от железнодорожной сети страны. Сооружение железной дороги на Одессу (1865 год) и Николаев (1873 год) окончательно подорвало экономику города и отделило его от торговой жизни Центральной России. Резко снизился товарооборот морского порта, пришли в упадок традиционные отрасли промышленности. Вывести Херсон из кризиса могла лишь новая железная дорога, которая соединяла бы морской порт с важными промышленными центрами страны. Более 30 лет продолжалась бюрократическая тяжба касательно продления железной дороги от Николаева до Херсона. Опустошенная войнами царская казна не могла финансировать строительство этой короткой (62 км), но достаточно экономически важной линии.

 

 

Царизм решил привлечь к ее строительству и частные средства многих предпринимателей юга. Колею строили солдаты дисциплинарного батальона, нанятые рабочие, крестьяне и заключенные. Каторжные условия труда, голод и эпидемии лишили жизни сотен рабочих. Не раз строители бастовали. Сооружение железной дороги Николаев — Херсон длилось более 2-х лет, причем сроки окончания строительства неоднократно переносились. Не улучшил положение дела даже визит в Херсон министра путей сообщения фон Шауфуса.

Особенно медленно велось строительство Чернобаевского железнодорожного моста через реку Веревчину.

Первый служебный поезд прибыл из Николаева 2 августа 1907 года с большим опозданием вследствие осмотра Чернобаевского моста. Встречать поезд на перроне станции Херсон собралось губернское вельможное господство, служители культа, начальник жандармерии, начальство железной дороги. Тысячи рядовых херсонцев и строителей дороги оказались лишними и не были приглашены на торжество.

Только через 2,5 месяца открылось регулярное движение поездов между Херсоном и Николаевом. Газета «Родной край» от 16 октября 1907 года сообщала своим читателям:

«Сегодня в 12 часов дня состоится открытие вокзала ст. Херсон. Комиссия нашла возможным открыть движение пассажирских поездов с сегодняшнего дня. Из Херсона поезда будут выходить в 8 часов утра и в 5 часов пополудни. В дороге поезд будет находиться 2 часа. Движение товарных поездов еще не установлено ввиду того, что еще не готовы вагонные весы и другие приспособления…»«Первый поезд прибыл переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было свыше 80 штук и все они были заняты прибывшими, несмотря на то, что не издана городская такса».

 

Разъезд встречных поездов происходил на ст. Копани.

Спустя несколько дней городской голова И.Е. Беккер жаловался в Петербург, что «отсутствие подъездного пути, который соединял бы вокзал с Почтовой улицей (ныне — пр. Ушакова), парализует все важное экономическое значение присоединения Херсона к имперской сети железных дорог…»

Нахождение на перроне как провожающих, так и встречающих пассажиров было платным. Причем не только до октябрьского переворота, но и несколько лет в 1950-е годы. Тогда выйти на железнодорожную платформу можно было только по перронному билету, который продавали отдельно.

This entry was posted in Интересные факты, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий