Территория современного Херсона была обитаема с древнейших времён. Погребения, обнаруженные на площади Свободы и в районе Днепровского района города, а также найденные в разных местах мотыга из рога оленя и каменные топоры, свидетельствуют о пребывании здесь человека в эпоху бронзы и меди (III—II тысячелетия до н. э.). Скифское погребение IV—III вв. до н. э. выявлено на территории бывшей Херсонской крепости. Остатки двух погребений сарматского времени (II в. до н. э.— IV в.) обнаружены на Кременчугской улице. Римские монеты II в. — в районе Военного и на Карантинном острове. Остатки поселения периода Киевской Руси открыты вблизи города, на Большом Потемкинском острове. Найдена также половецкая каменная скульптура XI—XIII вв.
Основание города
В годы правления Екатерины II Россия продолжила борьбу, начатую ещё Петром I, за безопасность своих южных границ и обеспечение выхода к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1768—1774 годов завершилась победой русской армии. Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Российской и Османской империями, подписанный 10 (21) июля 1774 года, начал процесс присоединения к Российской империи территории Северного Причерноморья. Однако заключённый договор был крайне невыгоден Турции и поэтому не гарантировал мирного добрососедства между сторонами его подписавшими. Война была неизбежна, а сил российской Азовской военной флотилии для победы в таком противостоянии было недостаточно. Вопрос о создании на Чёрном море мощного российского линейного флота приобретал особо острый характер. Фактически речь шла о строительстве современного военного порта и нового адмиралтейства: верфи, мастерских, складов для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Первым шагом предстояло выбрать район для реализации этого масштабного проекта и по сути место будущего нового города, пока не имеющего названия.
Малые глубины Таганрогского залива, мелководность Дона и его притоков, где находились существующие верфи, строившие суда для Азовской флотилии, затрудняли постройку крупных боевых кораблей. С 1774 года, сразу после окончания войны с Турцией, Российская адмиралтейств-коллегия приступила к поиску новой гавани и места для верфи. Впрочем, район выбора был предопределён последними историческими событиями: в числе приобретений, сделанных Россией от Турции по Кючук-Кайнарджскому договору, были и земли в районе устьев Днепра и Днепровско-Бугского лимана. Эти места привлекали и относительной простотой доставки кораблестроительных материалов из лесных массивов, расположенных по Днепру и его притокам.
Осенью 1774 года командующий Азовской флотилией вице-адмирал А. Н. Сенявин направил для исследования Днепровско-Бугского лимана лейтенанта П. В. Пустошкина. Его результаты оказались неутешительными: глубины лимана оказались небольшими. Через год, осенью 1775 года, изыскательные работы в лимане и окрестностях Кинбурна провёл сам А. Н. Сенявин. Их результат стал более положительным и для новой гавани Сенявин выбрал урочище Глубокая Пристань, расположенное на северном берегу лимана, примерно в 10 км от устья Днепра, восточнее мыса Станислав. А вот для верфи Сенявин предлагал выбрать место на правом берегу Днепра в 30 км от его впадения в лиман в районе остатков земляной крепости Александр-шанц или выше по течению. На основании рапорта, поданного вице-адмиралом Сенявиным, Екатерина II 11 (22) декабря 1775 года подписала и направила Адмиралтейской коллегии именной указ «О построении гавани и верфи на Днепровском Лимане при урочище, называемом Глубокая Пристань». Документ устанавливал общие очертания желаемого ядра Черноморского флота России — 20 «военных больших судов», содержал указания по строительству и задавал Адмиралтейской коллегии разработку подробного проекта о военном судостроении на Днепре. Однако этот указ не давал однозначного ответа о конкретном месте строительства будущего города.
20 (31) января 1776 года для уточнения проекта строительства судоверфи на Днепре и места её расположения на юг был направлен корабельный мастер В. А. Селянинов с двумя штурманскими партиями. Летом он пришёл к тому же неутешительному выводу о возможности строить на лимане только фрегаты, а если строить корабли, то выводить их за мыс Станислав без вооружения и там, на большей глубине, догружать.
В декабре 1776 года Адмиралтейств-коллегия обратилась к Екатерине II с просьбой утвердить кандидатуру члена коллегии генерал-контролера Софрона Борисовича Шубина, для руководства работами на лимане, которая и была одобрена Екатериной II. Шубину ставилась задача построить военный порт и адмиралтейство на лимане в районе Глубокой Пристани, а также соорудить временную верфь для постройки нескольких 60-пушечных кораблей. Место для верфи разрешалось выбрать по своему усмотрению — либо на правом берегу Днепра, у реки Таганки, в 70 верстах от Глубокой Пристани, либо у Александр-шанца. В январе 1777 года Шубин послан на днепровский лиман, и после дополнительных изысканий он для временной верфи избрал участок берега у Александр-шанца, предпочтя его близость к лиману и наличие укреплений с армейским гарнизоном.
31 мая (11 июня) 1778 года рескриптом Екатерины II намеченное строительство верфи отдавалось на попечение новороссийского генерал-губернатора князя Г. А. Потёмкина. И в своей переписке с Потёмкиным, и в последующем указе от 18 (29) июня 1778 года Екатерина II не указывала место строительства будущего города. Решение вопроса о местоположении адмиралтейства, верфи и нового города Екатерина II предоставила заинтересованным сторонам: Адмиралтейств-коллегии и князю Потемкину. Однако императрица определила, что независимо от того, где это место будет избрано, оно должно именоваться городом Херсоном:
Известно вам предложение Наши о заведении для Черного моря гавани и верфи, о коем надлижащия изобретения и планы учинить поручено было от Нас Адмиралтейской Нашей Коллегии, желаем, чтобы вы, с Нашей Адмиралтейской Коллегии Вице-Президентом Графом Чернышовым постановили о месте к сему удобном назначивая оное по соображению выгод морских и сухопутных, хотя бы оное выше или же и на Днепре было, а потом приступили и к распоряжению о строениях. Место сие повелеваем наименовать Херсоном — Указ от 18 июня 1778 "О назначении места для заведения на Лимане гавани и верфи, и о наименовании онаго Херсоном"
Исполняя указания императрицы Потёмкин немедленно занялся избранием места для порта и верфи и вскоре определил его в нижнем течении Днепра в районе Александр-шанца. Екатерина II своим указом от 29 июля (11 августа) 1778 года окончательно закрепила строительство «новозаводимаго города Херсона с надлежащими укреплениями и в оном верфи и адмиралтейства» именно на Днепре при урочище Александр-шанце. Непосредственное руководство строительством, включая возведение крепости, этим же указом императрица возложила на крестника Петра I флота генерал-цейхместера генерал-поручика И. А. Ганнибала. Перед Ганнибалом была поставлена задача до наступления осени выполнить все земляные работы. Для вооружения будущей крепости отправлены 200 орудий, а в близлежащем «губернском городе Кременчуг учреждены оружейный и литейный заводы». В помощь Ганнибалу были присланы инженер-полковник Александр Лаврентьевич Соколов и Кабардинского пехотного полка подполковник И. И. Герман. По рекомендации Екатерины II Потёмкин 15 (26) августа 1778 назначил Соколова комендантом строящейся крепости.
Позже руководство строительством города исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, казённые и вольные рабочие из разных городов России.
Материал взят с сайта: wikipedia.org